ПУШКИНИАНА

Марат Коптлеуич Нурмухамедов

СКАЗКИ ПУШКИНА И ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
(сюжетные аналогии, перекличка образов)

Редколлегия научно-популярной литературы Академии наук УзССР Издательство «Фан» УзССР, 1983 г.

Брошюра посвящена малоизученной в пушкиноведении теме. Автор обнаруживает ранее неизвестные взаимосвязи творчества поэта со Средней Азией, освещая их на материале произведений А. С. Пушкина и разнообразной печатной и архивной литературы. Работа дополняет новыми данными и суждениями как пушкиноведение, так и историю взаимодействия культур.

Для специалистов и широкого круга читателей.

Воспроизводится в сокращении и без авторских комментариев.
Полный текст книги можно попытаться найти в библиотеке

Исследователями давно отмечен большой интерес Пушкина к восточному фольклору. Об этом свидетельствуют и произведения поэта: мотивы «Тысячи и одной ночи» в «Руслане и Людмиле», грузинские песни в «Кавказском пленнике», татарская песня в «Бахчисарайском фонтане», цыганские песни в «Цыганах» и т. д.

А. С. Пушкина привлекал и казахский фольклор. Л. Б. Модзалевский обнаружил в бумагах поэта записанную кем-то казахскую лиро-эпическую поэму «Козы- Корпеш и Баян-Сулу»

Но было ли что-либо связывающее творчество Пушкина и среднеазиатский фольклор?
В пушкиноведении ответ на этот вопрос пока ограничивается двумя — тремя попытками зафиксировать сюжетное сходство. Попытаемся и мы сделать несколько шагов вглубь темы «Пушкин и фольклор народов Советского Востока», не претендуя, однако, на исчерпывающее освещение этого вопроса.

Одна из нитей, связывающих Пушкина с Востоком,— сказки поэта, и прежде всего «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Последнее шестилетие А. С. Пушкина — период его активной творческой деятельности — начинается этой сказкой, написанной в Царском Селе в августе 1831 г.

Продолжение > > >


Информационный портал гимназии №1 г. Нукуса = Лучший Образовательный ресурс
Hosted by uCoz